Информация о ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательн^хх программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения.
По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.
В основу стандарта положены новые принципы его построения.
Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, и представляет собой совокупность трех систем требований:
- требования к структуре основных образовательного программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательного программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательного программ.
Общее образование имеет три уровня:
начальное общее образование (1 — 4 кл.);
основное общее образование (5 — 9 кл.);
среднее общее образование (10 — 11 кл.).
В настоящее время разработаны и утверждены:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373. Введен в действие с 1 января 2010 года. К нему разработана Примерная образовательная программа образовательного учреждения.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897. Введен в действие с 1 февраля 2011 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО). Приказ Минобрнауки России от 07 июня 2012 г. N 24480. Вступает в силу 2 июля 2012 года.
С официальными приказами о введении в действие ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО и текстами Стандартов можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru
Информация о ФГОС и образовательных стандартах
С 1 сентября 2011 года в МБОУ «Шадейская СОШ», учащиеся первых классов перешли новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС НОО).
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России:
http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html
Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностн^хх, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа — программа формирования универсальн^1х учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационного и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе — ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится», что является группой обязательного требований, и «выпускник получит возможность научиться », не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному).
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психологопедагогической и коррекционной поддержки (в том числе — индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе — дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Чем новый стандарт начальной школы отличается от стандарта, действующего с 2004 года?
Новый стандарт зафиксировал обязательства школы. Школа обязана обеспечить по окончании начальной ступени образования (1-4 класс) достижение ребенком результатов не только в предметных областях, как это было раньше, но и метапредметных и личностных результатов. Иными словами, ребенок по окончании начальной школы должен уметь общаться, работать в группе, презентовать свою работу. Также он должен овладеть навыками работы с различной информацией, в том числе и представленной в электронном виде. Важно, чтобы ребенок научился учиться. Кроме того, новый стандарт закрепил требования к условиям обучения. В нем перечислены те условия, которые должна обеспечить школа для достижения указанных результатов. В начальной школе должны быть не только мебель, учебно-методические комплекты, но и оборудование для работы с информацией, представленной в электронном виде, оборудование и помещения для проведения исследовательской деятельности. Закреплена стандартом и структура образовательной программы. Школе предложена рекомендованная программа, на основе которой коллектив школы формирует свою основную образовательную программу начальной школы (далее — ООП). Образовательная программа включает в себя не только описание учебного процесса и предусмотренные им учебники, но также и всю воспитательную работу, программу здоровьесбе- режения, коррекционную работу с учащимися.
Могут ли родители принимать участие в формировании ООП?
В новом стандарте прописано, что 20% ООП формируется участниками образовательного процесса, а значит, и родителями. Процедура участия должна регламентироваться локальным документом школы. Также стандарт разрешает формирование индивидуальных учебных планов для учащихся, прежде всего, для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование таких учебных планов происходит с участием родителей и учащихся.
Изменятся ли учебники для начальной школы?
Содержание учебников изменено в соответствии с новыми требованиями к результатам. Но наименование учебных комплектов для начальной школы осталось прежним: «Гармония», «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Школа России» и др. Ежегодно рекомендованный перечень УМК для начальной школы утверждается приказом Министерства образования и науки РФ. Выбор УМК из числа рекомендованн^хх осуществляет школа.
Предусматривает ли новый стандарт оплату за обучение ребенка в начальной школе?
Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Новый стандарт закрепил за школой обязательную организацию внеурочной деятельности учащихся начальной школы (экскурсии, кружковая деятельность и пр.). Все это должно быть прописано в основной образовательной программе школы. Если по желанию родителей в школе организовано оказание дополнительных образовательных услуг (сверх того, что предусматривает ООП), то такие услуги оплачиваются ими согласно заключенному договору.
Сколько дополнительных занятий (кружков, секций) может посещать мой ребенок?
Выбор внеурочных занятий, предлагаемых школой, и их количество осуществляет родитель. Однако не следует забывать о возможной перегрузке ребенка. Психологи рекомендуют не более 2-3 занятий в неделю сверх общей программы обучения.
Предусматривает ли новый стандарт увеличение или уменьшение количества учебных часов в начальной школе?
Общее количество учебных занятий не изменилось и не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов за 4 года обучения в зависимости от продолжительности учебной недели в школе (5-ти или 6-тидневка). Количество часов в неделю увеличилось до 21 часа за счет добавления еще 1 урока физкультуры (с 1 сентября 2011 обязательны 3 урока физкультуры). Это зафиксировано новыми санитарными правилами и нормами (СанПиН) от 3 марта 2011 года.
Кто определяет продолжительность учебной недели в начальной школе (5-ти или 6-тидневка)?
Продолжительность учебной недели выбирается школой в зависимости от реализуемой ею основной образовательной программы. В первом классе шестидневная учебная неделя не допускается.
Предусматривает ли новый стандарт увеличение количества учебных предметов в начальной школе?
Стандартом определены обязательные предметные области: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы духовно-нравственной культуры народов России, искусство, технология, физическая культура. Также определены требования к результатам обучения по каждой предметной области. Количество и выбор предметов определяется выбранной моделью обучения, зафиксированной в ООП. Например, для достижения результатов в предметной области «филология» школы реализуют такие предметы, как русский язык, литературное чтение и иностранный язык. Этот список может быть дополнен такими предметами, как литературное слушание, риторика, дополнительный иностранный язык. Как правило, набор предметов сформирован группой разработчиков учебно-методических комплексов, которые проходят экспертизу на федеральном уровне.
С какого класса дети будут изучать иностранный язык согласно новому стандарту?
Это определяет школа и фиксирует в ООП. Как правило, преподавание иностранного языка вводится со 2 класса.
Не повлечет ли изменение стандарта ухудшение здоровья ребенка вследствие увеличения нагрузки?
Сохранение здоровья учащихся является одним из требований нового стандарта. Кроме этого, школа обязана выполнять СанПиНы (от 3 марта 2011 года) и другие нормы, обеспечивающие здоровье и безопасность учащихся. Исполнение норм регулярно проверяется контрольнонадзорными органами.
Допускается ли работа на компьютере в первом классе?
При соблюдении определенных правил. Учитель обязательно чередует такую работу с другими видами учебной деятельности, строго следит за продолжительностью времени работы учащихся за компьютером.
Правильно ли, что учитель не ставит отметок и не задает домашнего задания в 1-ом классе?
Согласно п.10.10 СанПиНа обучение в первом классе осуществляется без балльного оценивания и домашних заданий.
Должна ли школа организовать горячее питание учащихся?
Да, обеспечение учащихся горячим питанием — одно из обязательных условий, которые должна организовать школа. Оплата за питание производится родителями (опекунами) или в соответствии с законодательством, органами социальной защиты.
Сколько детей может обучаться в одном классе?
Количество определено СанПиН — до 25 человек.
Готовы ли учителя работать по новым стандартам?
По закону РФ об «Образовании» и нормам трудового законодательства, учитель каждые пять лет проходит повышение квалификации. Кроме того, профессия учителя предполагает непрерывное самосовершенствование.
Где можно ознакомиться с программами, которые реализует школа на ступени начального общего образования?
В самой школе. Все реализуемые в начальной школе программы отражены в основной образовательной программе школы.
Как выбрать программу обучения для своего ребенка?
Все программы обучения начальной школы соответствуют возрастным особенностям детей начального школьного возраста и прошли федеральную экспертизу. Об особенностях программ вы можете узнать в школе, в сети Интернет.
Следует встретиться с будущим учителем, который предложит ту или иную программу, обсудить с ним все волнующие Вас вопросы, прислушаться к его рекомендациям. Можно обратиться к школьному психологу. Усвоение программы ребенком зависит от профессионализма учителя, индивидуальных особенностей ребенка, участия и поддержки родителей (особенно в первый, адаптационный период).
Когда ребенок окончит ступень начального образования и перейдет в 5-й класс, будет ли он учиться по новому стандарту?
Да, все дети, поступившие в школу с 2011 года, будут учиться по новому стандарту основного общего образования (5-9 класс).
Где я могу получить дополнительную информацию о ФГОС?
Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru/dok/fgos/
Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования: http://www.standart.edu.ru/